Предварительный усилитель Солнцева

В продолжение темы восстановления и модернизации усилителя мощности Солнцева, собранного 20 лет назад.

Схемы предварительного усилителя и УМЗЧ, предложенные Юрием Солнцевым в 80-х годах прошлого века на страницах журнала Радио, не теряют своей актуальности по сей день. Даже спустя столько лет  характеристики предложенных им решений по-прежнему остаются на высоте.

Радио №4, 1985, стр.32-35

Радио № 5, 1984, стр. 29-34

И если схема УМЗЧ является клоном английского усилителя QUAD-405 в исполнении Солнцева на доступных в то время радиокомпонентах, то предварительный усилитель  является его собственной разработкой с высокими параметрами.

Поэтому в ходе восстановления предварительного усилителя решил не отходить от основы, убрав лишь ту часть схемы, которая предназначена для записи звука, в том числе делитель R27, R28.  В настоящее время перезапись аудио дорожек осуществляется куда проще.

Фото прежней платы ПУ 1

 

Фото прежней платы ПУ 2

Как можно заметить, раньше гигантомания присутствовала всюду. Слишком много свободного места на плате. Разъемы и танталовые конденсаторы выглядят динозаврами.  Поэтому полностью переработал как саму плату предварительного усилителя, так и блок регуляторов.

На фото видно, что один операционный усилитель в металлическом корпусе, а второй в корпусе DIP-8 был припаян на проводах с обратной стороны платы  – тогда найди две микросхемы в металле не удалось, а работали оба одинаково.

В итоге, существенно уменьшились габариты платы. От реле отключения темброблока отказался еще в первой конструкции (на фото видны посадочные места под них). В прошлом остались гигантские разъемы МРН и танталовые электролитические конденсаторы. Возможно, стоило установить, так же как и тогда, именно танталовые, но их цена пугающе высока.  Впоследствии, после сборки новой платы, устанавливал старые танталы, однако никаких изменений не заметил.

Фото прежней и нынешней платы ПУ 1

Фото прежней и нынешней платы ПУ 2

Сначала хотел трассировать плату под корпуса операционников в пластике, но решил, что в металлических корпусах они выглядят винтажнее и за 3 доллара!!!  купил вторую К574УД1А в металле, аж 1981 года выпуска.

В силу больших габаритов конденсаторов КМ-6б заменил их современной керамикой. Возможно и не самый лучший выбор для звука, но погоня за малогабаритностью взяла верх. Для сравнения потом в один канал подкидывал вместо керамики КМ-6б, но разницы не ощутил.

Транзисторы выпаял из старой платы – их параметры подбирал 20 лет назад тестером на рынке, что у многих продавцов вызывало легкое недоумение))).

Кроме того исключил из схемы резистор R22 сопротивлением 5,1 кОм – назначение его непонятно.

Теперь схема выглядит так:

Предварительный усилитель (без записи)

Рисунок схемы предварительного усилителя без записи.

А сам усилитель так:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как и прошлый раз, усилитель заработал сразу же после включения.

Отдельно стоит остановиться на темброблоке.

Так элементы темброблока и регуляторов громкости выглядели прежде:

Сейчас навесной монтаж выглядит не камильфо)), поэтому решил разместить элементы темброблока и регуляторы громкости, баланса на отдельной плате. Старые переменники использовать не стал, заменив на современные.

На 22 кОм сейчас найти переменники не удалось, установил номиналом 20 кОм.

Фото платы регуляторов

Немного напрягала разница классификации групп переменных резисторов советского и западного образца.

В советской классификации переменные резисторы с логарифмической зависимостью (здесь устанавливаются для регулировки тембра) обозначались группой Б, в современной трактовке это группа А.

Серьезная сложность возникла с регулятором громкости. Как известно для этих целей применяются переменные сопротивления с обратно-логарифмической зависимостью. Прежде они обозначались  группой В (вэ) – сейчас же группой С (си). 20 лет назад проблем с приобретением таких переменников не возникало, сейчас же это довольно дефицитная позиция. Установка другой группы переменников привела бы к неправильной работе регулятора громкости, т.е. регулировка начиналась бы не от нуля, а от трети шкалы или в последней части регулятора громкость не возрастала бы в соответствии со шкалой.

Пошел по схеме адаптации (приближения) характеристик переменников группы А (современная классификация-логарифмическая зависимость ) к параметрам группы С (обратнологарифмическая зависимость). Информацию почерпнул отсюда:

Переменный резистор (линейная зависимость в обратный логарифм)

В дальнейшем такое схематическое решение встречал в магнитолах разных производителей.

В результате громкость регулируется плавно по всей шкале.

Еще одно осложнение вызвало отсутствие схемы регулировки баланса в статье Юрия Солнцева – лишь описание: «Для регулирования стереобаланса применен еще один сдвоенный переменный резистор (100 кОм, группа А (линейная зависимость в советской классификации, группа В в совеременной)), включенный реостатом (его движок в каждом канале подсоединен к движку регулятора громкости, а один из выводов – к входу усилителя мощности).»

Изложено весьма пространно и тут возможны варианты. В результате печатная плата была сделана с ошибкой, суть которой проявлялась в громком фоне. Устранить его удалось только изменением схемы включения переменников баланса. Пришлось разрезать дорожки и установив нужные перемычки. Переделывать плату уже не стал. В архиве к статье исправленная версия платы.

В финале схема регулировки баланса и громкости стала выглядеть следующим образом:

Регулировка громкости и баланса

Плата регуляторов получилась довольно большой, что связано с установкой конденсаторов  – МБМ и КМ-6б.  Про положительное влияние конденсаторов МБМ на окрас звука читал неоднократно в разных источниках, поэтому установил их, купив за весьма не скромные деньги((. Однако сейчас об этом не жалею – звук низких частот действительно мягкий.  Для сравнения устанавливал К73-17 из варианта двадцатилетней давности в фильтр НЧ. Низкие  частоты становились  тверже (если можно так выразиться).

В ВЧ фильтр пришлось установить К73-17 – МБМ емкостью 0,022 мкф найти не удалось – ощутимых на слух артефактов не заметил.

Фото платы регуляторов 1,2,3,4

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Питание предварительного усилителя в прошлом осуществлялось от трансформаторного двуполярного стабилизированнного блока питания напряжением + — 15 вольт.  Сейчас применил импульсный блок питания.  На эту тему существует много суждений, но на практике ни каких вредных проявлений нет.

Кондратьев Николай

Г. Донецк.

Комментарии запрещены.

Разработка сайта: cryptonic