Простой автомобильный стробоскоп

Автомобилистам хорошо известно насколько важна регу­лировка угла опережения зажигания в карбюраторных дви­гателях. Неправильная установка момента зажигания всего на 2-3° сказывается на потере мощности и увеличении расхода топливо. Проверка и регулировка системы зажигания яв­ляются довольно сложными операциями, которые не всегда доступны даже опытному автолюбителю. Значительно об­легчить выполнение этих работ позволит простое устройст­во. Описанный в статье стробоскоп не требует применения стробоскопной лампы, собран из недорогих комплектующих с использованием ультраярких светодиодов.

Автомобильный стробоскоп позволяет упростить обслужи­вание системы зажигания. С его помощью даже малоопытный автолюбитель может в течение 5-10 мин. проверить и отрегу­лировать начальную установку момента зажигания, а также проверить исправность центробежного и вакуумного регу­ляторов опережения.

Несколько слов об установке угла опережения зажигания. Момент зажигания должен быть выбран таким образом, что­бы давление в цилиндре достигло максимального значения в момент прохождения поршнем верхней мертвой точки в цик­ле сжатия. Учитывая конечную скорость распространения пламени воздушно-топливной смеси, поджиг должен наступать еще в цикле сжатия, т.е. перед достижением поршня верхней точки в цилиндре.

Углом опережения зажигания называют угол, на который про­ворачивается коленчатый вал двигателя между моментом воспла­менения топливной смеси в цилиндре и моментом прохождения поршнем верхней мертвой точки. Угол опережения влияет на мощность двигателя, расход топлива, токсичность выхлопных га­зов и, в конечном счете, на долговечность работы двигателя.

Если смесь воспламеняется значительно раньше, то увели­чение давления в цилиндре происходит в ходе такта сжатия и противодействует движению поршня. Это приводит к дето­нирующему горению топливной смеси, отрицательно воздей­ствует на механизмы двигателя, приводя его к быстрому изно­су. Такое состояние можно определить на слух: характерный звон из двигателя, так называемый стук пальцев.

В случае очень позднего воспламенения смеси максималь­ное давление в цилиндре уже прошло и оно значительно ни­же. В результате запоздалого поджига топливной смеси зна­чительно возрастает температура горения в момент открытия выходных клапанов, что является причиной быстрой термиче­ской коррозии клапанов, нагара на седлах и поршнях. Рабо­та в таком режиме значительно сокращает ресурс двигателя, особенно с воздушным охлаждением.

Время поджига воздушно-топливной смеси длится несколь­ко миллисекунд, в связи с чем угол опережения зажигания должен тоже зависеть от скорости оборотов двигателя. Для из­менения угла опережения в функции оборотов коленчатого ва­ла служит чаще всего центробежный регулятор опережения зажигания, помещенный в распределителе зажигания и ваку­ум-регулятор.

Как видно из сказанного, установка угла опережения зажи­гания очень важна. В инструкции к каждому автомобилю ука­зывается значение угла опережения зажигания.

В начале 90-х автору пришлось собирать и настраивать схему автомобильного стробоскопа, опубликованного в од­ном из зарубежных изданий. После небольшой доработки схемы устройства прибор успешно выполняет свои функции до сих пор.

Схема автомобильного стробоскопа показана на рис.1. Ус­тройство построено на КПОМ микросхеме 4047. Работает она в режиме моностабильного мультивибратора, запускае­мого импульсами, наведенными в катушке индуктивности L1. Стробоскоп срабатывает от нарастающего фронта приходя­щих импульсов. Дифференцирующая цепь СЗ, R1 корректиру­ет фронт импульсов, пришедших с катушки L1. Диоды D1 и D2 предохраняют вход устройства от перенапряжений, возника­ющих в процессе работы системы зажигания. Потенциомет­ром Р1 регулируют длительность выходного импульса.

Схема автомобильного стробоскопа

С выхода U1 управляется каскад Дарлингтона на транзис­торах Т1, Т2, у которого в коллекторную цепь включены ультраяркие светодиоды D4-D6. Резистор R5 ограничивает ток светодиодов, а резисторы R6-R8 выравнивают течение тока между отдельными светодиодами.

Транзистор Т1 типо ВС238В или аналогичный с h2i > 250, транзистор Т2 типа

BD135 или BD137, BD139. Диоды D1, D2 — BAVP 17-21 или 1 N4148, стабилитрон D3 BZP683C10. Ультраяркие светодиоды D4-D6 (010 мм, яркость 2-3 кд при lF=20 мА).

Монтаж и настройка

Устройство собрано на односторонней печатной плате (рис.2). Светодиоды вме­сте с резисторами R6-R8 располагаются вне печатной платы. Катушка L1 имеет 250-300 витков провода 0 0,1 -0,2 мм на трубке 0 30 мм, изготовленной из пластмассы или бумаги.

Односторонняя плата

Готовую катушку L1 надевают но высоковольтный провод, идущий к свече пер­вого цилиндра. После включения питания и запуска двигателя направляют луч светодиодов на шкив двигателя. При регулировке но работающем двигателе нужно быть особо внимательным — следить, чтобы провода прибора не попали под вращающиеся части двигателя (шкивы, ременные передачи, лопасти вентилятора ох­лаждения двигателя).

Движущийся в темноте обьект, освещенный очень короткой яркой вспышкой, бу­дет зрительно казаться как бы неподвижно застывшим в том положении, в каком его застала вспышка. Освещая, напри­мер, вращающееся колесо вспышками, следующими с частотой, равной частоте его вращения, можно зрительно остано­вить колесо, что легко заметить по поло­жению какой-либо метки на нем. Для установки момента зажигания запускают двигатель на холостые обороты и стробоскопом освещают специальные установочные метки, которые можно на­рисовать мелом.

Одна из них — подвиж­ная — размещена но коленчатом волу (ли­бо на маховике, либо на шкиве привода генератора), о другая — на корпусе двига­теля. Вспышки синхронизируют с момен­тами искрообразования в запальной све­че первого цилиндра, для чего емкостный датчик стробоскопа крепят но ее высоко­вольтном проводе. Потенциометром Р1 регулируют ширину импульсов таким об­разом, чтобы обеспечить хорошую види­мость мерцания. В свете вспышек будут видны обе метки, причем, если они нахо­дятся точно одна против другой, угол опе­режения зажигания оптимален, если же подвижная метка смещено, корректируют положение прерывателя распределителя до совпадения меток в соответствии с описанием в инструкции к автомобилю.

Полезный ресурс, где вы можете приобрести новейшее оборудование для ремонта генераторов в Москве.

Метки: , , .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверочный код *

Разработка сайта: cryptonic