Искусственная ревебрация в терменвоксе

Целесообразность использования искусственной реверберации со­стоит в том, что она позволяет добить­ся у слушателя звукового ощущения большого пространства при игре на электронном музыкальном инструмен­те (ЭМИ) в сравнительно небольших помещениях. Мастер выразительной игры на терменвоксе К. И. Ковальский исключительно высоко ценил этот эффект и считал ревербератор необхо­димым узлом в тракте концертного терменвокса.

Музыкально полноценное использо­вание эхо-эффекта в таком ЭМИ как терменвокс может быть достигнуто вве­дением ревербератора непосредствен­но в инструмент с возможностью управ­ления параметрами реверберации с пульта терменвокса. При игре сидя управлять ревербератором несложно, но при игре стоя реализовать его воз­можности труднее в силу того, что обе руки исполнителя постоянно заняты.

Имеющиеся в настоящее время в продаже цифровые ревербераторы до­вольно громоздки, потребляют зна­чительный ток, из-за чего с терменвоксом практически не компонуются. По­этому на недорогой специализирован­ной микросхеме — эхо-процессоре НТ8970 [2] был сконструирован малога­баритный цифровой ревербератор, вполне пригодный для использования в терменвоксах, описанных в [1] и [3]. Каких-либо принципиальных измене­ний инструменты не требуют. Крайне желательна лишь переделка пульта уп­равления в соответствии с рекоменда­циями, изложенными ниже.

Принципиальная схема ревербера­тора с эхо-процессором в типовом включении показана на рис. 1. Потреб­ляемый узлом ток — 17 мА; максималь­ный размах выходного напряжения — около 0,6 В.

Микросхема DA1 питается напряже­нием 5 В с выхода стабилизатора DA2. Входной разделительный конденсатор С1 не обязателен, он может отсутство­вать, если на выходе источника входно­го сигнала нет постоянного напряже­ния. Подстроечным резистором R1 ус­танавливают максимальный уровень входного сигнала, а переменными R4, R9 оперативно регулируют соответ­ственно время задержки и уровень задержанного сигнала (глубину ревер­берации). Номиналы элементов цепи ОС R7, R9, R13, С9, С11, С12 выбраны такими, что при перемещении движка резистора R9 средний уровень выходного сигнала остается почти посто­янным.

Изменяется лишь соотношение уровней задержанного и прямого сиг­налов. Иначе говоря, уровень ревербе-рационной составляющей сигнала ме­няется от нуля (движок резистора R9 в нижнем по схеме положении) до макси­мального значения при сохранении неизменной громкости звучания ревер­бератора.

Устройство способно работать также в режиме «объемного звучания», но использование его в терменвоксе проблематично.

Схема ревебратора

Для ревербератора пригодны любые малогабаритные постоянные резисто­ры и конденсаторы. Переменные рези­сторы лучше использовать с валами диаметром 3 мм (например, СП-0,4, СПЗ-4М, СП4-1а). Ручки управления должны быть изготовлены только из изоляционного материала и иметь диа­метр не менее 20 мм. Это необходимо для минимизации емкости между паль­цами руки и валом переменного рези­стора, которая входит в довольно слож­ную эквивалентную схему рабочего контура терменвокса. Слишком боль­шие изменения указанной емкости могут стать причиной заметного ухода музыкального строя.

Ревербератор смонтирован на пе­чатной плате размерами 45×42 мм из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы пред­ставлен на рис. 2.

Введение ревербератора в терменвокс неизбежно приводит к переосмыс­лению соотносительной важности раз­личных режимов работы инструмента, что, в свою очередь, требует конструк­тивного перераспределения органов управления на пульте управления. Действительно, востребованность ис­кусственной реверберации и ее количе­ственная дозировка диктуются не толь­ко художественной стороной процесса исполнения музыки, но и рядом других обстоятельств, таких, например, как необходимость игры в акустически пло­хом помещении.

Чертеж платы

С учетом того, что конкретное раз­мещение органов управления на пульте во многом зависит от возможностей исполнителя, я бы рекомендовал ручку изменения глубины реверберации рас­положить у конца первой фаланги боль­шого пальца левой руки, ручку регули­рования времени задержки — рядом, между первой и второй фалангами этого пальца, а ручку управления «атакой» звука — со стороны ногтя этого же пальца.

Все три ручки должны быть тор­цевого вращения. Описанный ревербератор применен в нескольких образцах совмещенного варианта терменвокса, где пульт управ­ления и все остальные узлы инструмен­та, включая визуализатор грифа, совмещены в единую конструкцию. Вход ревербератора (без разделитель­ного конденсатора С1) подключен к движку резистора R33, а выход — к кон­такту 3 разъема Х2; сюда же подключен и выключатель звука SA1.

Педаль управления громкостью сле­дует применять высокоомную, сопро­тивлением не менее 30 кОм, а ее вход­ные и выходные цепи выполнить экра­нированными кабелями. Поскольку при­менение высокоомной педали не всегда возможно, а выходное напряжение ре­вербератора сравнительно невелико, его целесообразно дополнить простым выходным усилителем, собранным по схеме на рис. 3. Этот усилитель обес­печивает на входе педали (с любым со­противлением, вплоть до 100 Ом) неиз­менное напряжение 1,5… 1,7 В (ампли­тудное значение). Выключателем звука будет служить тумблер SA1 усилителя (резистор R5 — токоограничительный). Ток покоя усилителя не превышает 5 мА.

Выходной усилитель

Налаживание устройства заключает­ся в установке оптимального уровня сигнала в тракте инструмента. Под­борки деталей ревербератор не требу­ет. Резистор R33 инструмента (см. [1]) устанавливают в среднее положение, а подстроенный резистор R1 ревербера­тора — в положение минимального про­хождения сигнала. Резисторы R4 и R9 переводят в положение соответственно наибольшего времени задержки и мак­симальной глубины реверберации. Частоту биений генераторов термен-вокса выбирают в пределах 300…500 Гц при максимальном их размахе.

Подключают к выходу реверберато­ра осциллограф. Перемещают движок резистора R1 ревербератора вверх по схеме и, добившись медленным изме­нением положения руки по отношению к штырю терменвокса максимального размаха биений на экране осциллогра­фа, устанавливают этим резистором размах биений около 0,6 В. Частотная характеристика в музыкальном диапа­зоне имеет гребенчатый характер с огромным числом максимумов.

Далее проверяют прохождение сиг­нала во всем диапазоне и в разных тем­бровых режимах; размах выходного сигнала не должен превышать 0,6 В. Если на выходе ревербератора имеется усилитель, его входным резистором устанавливают размах напряжения на педали 3…3.5 В.

Описанный ревербератор дает воз­можность лишь имитировать характер эхо-процессов, происходящих в поме­щении, обеспечивая серию сигналов через равные промежутки времени. Если задержка сигнала достигает 45…50 мс и более, эхо-сигналы воспри­нимаются как раздельные (флаттер-эффект). Совокупность этих обстоя­тельств может создавать неприятное, крайне нежелательное ощущение, осо­бенно заметное при исполнении быст­рых музыкальных пассажей, коротких отрывистых звуков или при имитации пения птиц, и делать применение такого рода искусственной реверберации во многих случаях просто недопустимым.

Плавность затухания звуков можно повысить, если применить несколько реверберационных каналов с разными задержками с последующим суммиро­ванием их выходных сигналов. Поэтому на практике и используют электромеха­нические ревербераторы с двумя или тремя пружинами. Однако электронные цифровые ревербераторы позволяют регулировать время задержки. Для получения хорошего качества ревербе­рации необходимо применять несколь­ко каналов реверберации и пропорцио­нальное управление задержкой в них с помощью сдвоенных или строенных переменных резисторов. Опыта приме­нения многоканальных электронных ре­вербераторов в терменвоксе пока нет.

В заключение следует отметить, что в терменвоксе [ 1 ], как показывает прак­тика, резисторы R2 и R5, влияющие в некоторой степени на минимальное значение частоты биений при их воз­никновении, лучше не устанавливать. Если перекрытие частотного интервала биений происходит без скачков от нескольких герц до 5…6 кГц с прибли­жением руки к штырю на несколько миллиметров, указанные резисторы впаивать в плату не нужно.

Метки: , , , .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверочный код *

Разработка сайта: cryptonic