Нетехнические аспекты
В целом цифровое эфирное ТВ вещание серьезное инженерное достижение. Однако не все определяется техникой. Вот лишь несколько возможных проблем.
В 2002 г. в Лондоне на конференции по ШПД был представлен доклад представителя местного оператора цифрового наземного ТВ вещания, где с сожалением говорилось о том что оператор попал в своеобразную клиентскую вилку Те абоненты, что победнее, продолжаю» смотреть дешевое аналоговое ТВ. Те, кто хочет (и может) иметь «цифру», уже много лет смотрят ее через спутниковую тарелку и с этим ничего нельзя поделать. Ну а если предложить для завлечения клиентов какую-нибудь интерактивность, так на это нужны новые инвестиции.
В марте 2010 г. в Москве на конференции «Цифровое ТВ и массовые коммуникации» предеставитель оператора из Мордовии (а это в части «цифры» наш передовой регион) в своем докладе посетовал на то, что хотя регион покрыт новыми услугами уже на 95 %, пользователей совсем не так много, как хотелось бы. И публика в зале долго выспрашивала — может, абоненты приставку не хотят покупать, может, тарифы их не устраивают, может, по каким-то другим причинам не хотят смотреть предлагаемое? Но в целом картина складывалась весьма похожая на лондонскую.
А еще, как довольно быстро выяснили еще в прошлом веке американские операторы сетей КТВ, возможность просмотра многих десятков и сотен ТВ программ быстро меркнет перед возможностью смотреть то, что по-настоящему интересно. В среднем телезрители постоянно смотрят где-то пять программ, а вскользь просматривают 15— 20 Что касается добавленных доходов от вновь появившихся программ, то после второго десятка они быстро снижаются и доступность 100 или 1000 слабо различима по доходам. Поэтому качество контента во многом определяется его содержанием и нужны новые формы работы с клиентом. Какие?
Рэй Брэдбери почти 60 лет назад написал об этом в «451» по Фаренгейту»
«Вы можете закрыть книгу и сказать ей: «Подожди». Вы ее властелин Но кто вырвет вас из цепких копей, которые захватывают вас в плен когда вы включаете телевизионную гостиную.Она мнет вас, как глину и формирует вас по своему желанию Это тоже «среда» — такая же реальная, как мир »
«Это очень-очень интересно. И будет еще интереснее, когда у нас будет четвертая телевизионная стена Как ты думаешь, долго нам еще надо копить, чтобы вместо простои стены сделать телевизорную?»
«Обращаясь к своей аудитории, диктор делал паузу, и в каждом доме в этот момент прибор произносил имя хозяев, а другое специальное приспособление соответственно изменяло на телевизионном экране движение губ и мускулов лица диктора Диктор был другом дома, близким и хорошим знакомым…»
Самое интересное, что все написанное Брэдбери уже доступно сегодня, но, к сожалению, не в сетях наземного цифрового ТВ вещания. Дэвид Лоутон. один из ведущих системщиков и консультант British Telecom, как-то сказал, что в течение XX столетия технологии связи менялись несколько раз. «Мы начали с того, что телефонная связь была проводной, а телевидение — эфирным, а теперь мы имеем беспроводные сотовые сети связи и кабельное телевидение». Но на самом деле уже успела устареть даже эта фраза Лоутона. В том числе и отечественные операторы КТВ успели столкнуться с тем. что реальный интерес аудитории к цифровому ТВ оказался ниже интереса к ШПД через который могут быть доставлены услуги цифрового ТВ в различных форматах.
Пару лет назад Билл Гейтс выступал в Давосе, где, в частности, заметил, что «…а результате взрывного роста количества онлайновых видеоматериалов и слияния ПК с телевизором в ближайшие пять лет Интернет революционизирует ТВ. Меня поражает, как можно не понимать, что через пять лет мы будем смеяться над тем, что сегодня называется телевидением…», — говорил он.
Сегодня вы вынуждены сидеть перед экраном, чтобы не пропустить интересующее вас событие или дождаться, пока диктор скажет о том, что вас волнует. Но следить за подобными мероприятиями через Интернет гораздо удобнее. К тому же смотреть в наши дни видеоклипы на компьютере и кино или концерты по телевизору — два совершенно разных занятия. Но они сольются в одно, поставив перед ТВ компаниями и рекламодателями новые проблемы. Дело идет к тому, что телевидение переместится в Интернет — и некоторые крупные операторы уже строят для этого соответствующую инфраструктуру. И в самом деле, рост популярности высокоскоростного Интернета, развитие широкополосного доступа и соответствующей доступности и популярности таких видеосаитов, как YouTube, где каждый может «выложить» свое видео, уже привел к сокращению времени, которое молодежь во всем мире проводит перед телевизором. А ведь нынешняя молодежь и есть тот самый будущий пользователь услугами связи, на которого по существу и «работает» современная отрасль связи. И не секрет, что в обозримом будущем гибкость «онлайнового видео» будет убеждать все больше и больше телезрителей отказаться от традиционного телевещания с его фиксированными программами и раздражающей рекламой.
Кстати, как показали упомянутые выше конференции по цифровому ТВ, с проблемой роста сервисов поверх ШПД сталкивается не только традиционная телефония, но и традиционное ТВ вещание. Многие специалисты отмечали, что людям сегодня нужны интерактивность, оперативность, сопричастность, прозрачность. Все последние события, получившие глобальный резонанс, — VIP- аварии и выезды на «встречку», события вокруг терактов и пр., — стали «событиями» благодаря Интернету, а отнюдь не телевидению. И вот уже контент YouTube действительно востребован так, что не снилось никакому ТВ вещанию, а сгенерированный его пользователями трафик чуть ли не равен графику всего Интернета пятилетней давности.
Заметим, что IPTV отличает от привычного нам ТВ «врожденная» интерактивность, т. е. у «медийщиков» (агрега- торов и распространителей контента) чуть ли не впервые появляется возможность не только знать кто. что и когда смотрит (этой возможности в современном ТВ нет, ибо она дорогого стоит), но и взаимодействовать с абонентами в реальном времени, своевременно реагируя на их поведение. В частности, такая непростая в реализации для того же КТВ услуга, как «видео по заказу» (VoD). в IPTV — рядовой сервис Таким образом, с развитием IPTV появляется возможность рассматривать экран как «открытое окно» в мир. Правда, IPTV пока не хватает стандартизации и не так много абонентов, но и то и другое — дело наживное Тем временем в соответствии с законом Мура возможности серверов, куда записывается контент, растут столь же быстро, сколь быстро снижаются их габариты и стоимость. Уже выпускаются телевизоры с Ettier- net-входом. которые сами «шарят» по Сети в поисках заказанного контента, который записывают и показывают.
Вот буквально только что на проходившей в Сан-Франциско конференции разработчиков Google I/O ведущие игроки рынка информационных технологии (Intel, Sony, Logitech, Adobe и др.) объявили о Google TV — открытой платформе, которая наделяет обычный телевизор новыми возможностями. Благодаря ей потребители получат доступ к новому контенту с возможностью поиска интересующей информации, выпускаемой телекомпаниями, распространяемой через Интернет или просто хранящейся в локальной цифровой библиотеке.
Метки: IPTV, YouTube, КТВ, Наземное вещание, Эфирное ТВ.
Добавить комментарий