Нетехнические аспекты

В целом цифровое эфирное ТВ вещание серьезное инженерное до­стижение. Однако не все определяется техникой. Вот лишь несколько возмож­ных проблем.

В 2002 г. в Лондоне на конференции по ШПД был представлен доклад пред­ставителя местного оператора цифро­вого наземного ТВ вещания, где с сожа­лением говорилось о том что оператор попал в своеобразную клиентскую вил­ку Те абоненты, что победнее, продол­жаю» смотреть дешевое аналоговое ТВ. Те, кто хочет (и может) иметь «цифру», уже много лет смотрят ее через спутни­ковую тарелку и с этим ничего нельзя поделать. Ну а если предложить для завлечения клиентов какую-нибудь ин­терактивность, так на это нужны новые инвестиции.

В марте 2010 г. в Москве на конфе­ренции «Цифровое ТВ и массовые ком­муникации» предеставитель оператора из Мордовии (а это в части «цифры» наш передовой регион) в своем докла­де посетовал на то, что хотя регион покрыт новыми услугами уже на 95 %, пользователей совсем не так много, как хотелось бы. И публика в зале долго выспрашивала — может, абоненты при­ставку не хотят покупать, может, тарифы их не устраивают, может, по каким-то другим причинам не хотят смотреть предлагаемое? Но в целом картина складывалась весьма похожая на лон­донскую.

А еще, как довольно быстро выясни­ли еще в прошлом веке американские операторы сетей КТВ, возможность просмотра многих десятков и сотен ТВ программ быстро меркнет перед воз­можностью смотреть то, что по-настоя­щему интересно. В среднем телезрите­ли постоянно смотрят где-то пять про­грамм, а вскользь просматривают 15— 20 Что касается добавленных доходов от вновь появившихся программ, то после второго десятка они быстро сни­жаются и доступность 100 или 1000 слабо различима по доходам. Поэтому качество контента во многом опреде­ляется его содержанием и нужны новые формы работы с клиентом. Какие?

Рэй Брэдбери почти 60 лет назад написал об этом в «451» по Фаренгейту»

«Вы можете закрыть книгу и сказать ей: «Подожди». Вы ее властелин Но кто вырвет вас из цепких копей, которые захватывают вас в плен когда вы вклю­чаете телевизионную гостиную.Она мнет вас, как глину и формирует вас по своему желанию Это тоже «среда» — такая же реальная, как мир »

«Это очень-очень интересно. И будет еще интереснее, когда у нас будет четвертая телевизионная стена Как ты думаешь, долго нам еще надо копить, чтобы вместо простои стены сделать телевизорную?»

«Обращаясь к своей аудитории, дик­тор делал паузу, и в каждом доме в этот момент прибор произносил имя хозяев, а другое специальное приспособление соответственно изменяло на телеви­зионном экране движение губ и муску­лов лица диктора Диктор был другом дома, близким и хорошим знакомым…»

Самое интересное, что все написан­ное Брэдбери уже доступно сегодня, но, к сожалению, не в сетях наземного цифрового ТВ вещания. Дэвид Лоутон. один из ведущих системщиков и кон­сультант British Telecom, как-то сказал, что в течение XX столетия технологии связи менялись несколько раз. «Мы начали с того, что телефонная связь бы­ла проводной, а телевидение — эфир­ным, а теперь мы имеем беспроводные сотовые сети связи и кабельное теле­видение». Но на самом деле уже успела устареть даже эта фраза Лоутона. В том числе и отечественные операторы КТВ успели столкнуться с тем. что реальный интерес аудитории к цифровому ТВ оказался ниже интереса к ШПД через который могут быть доставлены услуги цифрового ТВ в различных форматах.

Пару лет назад Билл Гейтс выступал в Давосе, где, в частности, заметил, что «…а результате взрывного роста коли­чества онлайновых видеоматериалов и слияния ПК с телевизором в ближай­шие пять лет Интернет революционизи­рует ТВ. Меня поражает, как можно не понимать, что через пять лет мы будем смеяться над тем, что сегодня называ­ется телевидением…», — говорил он.

Сегодня вы вынуждены сидеть перед экраном, чтобы не пропустить интере­сующее вас событие или дождаться, пока диктор скажет о том, что вас волну­ет. Но следить за подобными мероприя­тиями через Интернет гораздо удобнее. К тому же смотреть в наши дни видео­клипы на компьютере и кино или концер­ты по телевизору — два совершенно разных занятия. Но они сольются в одно, поставив перед ТВ компаниями и рекла­модателями новые проблемы. Дело идет к тому, что телевидение переместится в Интернет — и некоторые крупные опера­торы уже строят для этого соответствую­щую инфраструктуру. И в самом деле, рост популярности высокоскоростного Интернета, развитие широкополосного доступа и соответствующей доступно­сти и популярности таких видеосаитов, как YouTube, где каждый может «выло­жить» свое видео, уже привел к сокраще­нию времени, которое молодежь во всем мире проводит перед телевизо­ром. А ведь нынешняя молодежь и есть тот самый будущий пользователь услу­гами связи, на которого по существу и «работает» современная отрасль связи. И не секрет, что в обозримом будущем гибкость «онлайнового видео» будет убеждать все больше и больше телезри­телей отказаться от традиционного те­левещания с его фиксированными про­граммами и раздражающей рекламой.

Кстати, как показали упомянутые вы­ше конференции по цифровому ТВ, с проблемой роста сервисов поверх ШПД сталкивается не только традиционная телефония, но и традиционное ТВ веща­ние. Многие специалисты отмечали, что людям сегодня нужны интерактивность, оперативность, сопричастность, про­зрачность. Все последние события, по­лучившие глобальный резонанс, — VIP- аварии и выезды на «встречку», события вокруг терактов и пр., — стали «события­ми» благодаря Интернету, а отнюдь не телевидению. И вот уже контент YouTube действительно востребован так, что не снилось никакому ТВ вещанию, а сгене­рированный его пользователями трафик чуть ли не равен графику всего Интернета пятилетней давности.

Заметим, что IPTV отличает от при­вычного нам ТВ «врожденная» интерак­тивность, т. е. у «медийщиков» (агрега- торов и распространителей контента) чуть ли не впервые появляется возмож­ность не только знать кто. что и когда смотрит (этой возможности в совре­менном ТВ нет, ибо она дорогого стоит), но и взаимодействовать с абонентами в реальном времени, своевременно реа­гируя на их поведение. В частности, такая непростая в реализации для того же КТВ услуга, как «видео по заказу» (VoD). в IPTV — рядовой сервис Таким образом, с развитием IPTV появляется возможность рассматривать экран как «открытое окно» в мир. Правда, IPTV пока не хватает стандартизации и не так много абонентов, но и то и другое — дело наживное Тем временем в соот­ветствии с законом Мура возможности серверов, куда записывается контент, растут столь же быстро, сколь быстро снижаются их габариты и стоимость. Уже выпускаются телевизоры с Ettier- net-входом. которые сами «шарят» по Сети в поисках заказанного контента, который записывают и показывают.

Вот буквально только что на прохо­дившей в Сан-Франциско конференции разработчиков Google I/O ведущие игро­ки рынка информационных технологии (Intel, Sony, Logitech, Adobe и др.) объ­явили о Google TV — открытой платфор­ме, которая наделяет обычный телеви­зор новыми возможностями. Благодаря ей потребители получат доступ к новому контенту с возможностью поиска инте­ресующей информации, выпускаемой телекомпаниями, распространяемой через Интернет или просто хранящейся в локальной цифровой библиотеке.

Метки: , , , , .


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверочный код *

Разработка сайта: cryptonic